Статьи

Всё об «Алисе»: на что способен голосовой помощник от «Яндекс»?

Вот уже несколько месяцев «Яндекс» позволяет пользователям играться с бета-версией интеллектуального помощника «Алиса». Самое время подвести первые итоги и рассказать, какие достоинства и недостатки «Алисы» очевидны на данный момент.

С середины мая ленты порталов, посвящённых мобильной электронике, запестрели новостями о том, что «Яндекс» проводит испытания собственного голосового помощника для Android — аналога «яблочного» ассистента Siri. Голосовому помощнику от «Яндекс» дали имя «Алиса» — разработчики утверждают, что в честь Алисы Селезнёвой, героини советских фильмов.

Что же умеет голосовой помощник «Яндекс» и чем он лучше существующих ассистентов, вы сможете узнать, прочитав эту статью.

Зачем «Яндексу» нужна «Алиса»?

Существует весьма красноречивая статистика (собранная порталом SEO-Auditor), утверждающая, что свыше 90% отечественных юзеров ищут информацию в одной из 2-х поисковых систем – Google или «Яндекс». Системам Mail.ru и Рамблер остаются жалкие крохи внимания пользователей, а о существовании Bing и Yahoo многие российские юзеры и вовсе не подозревают.

Изображение: gs.seo-auditor.com.ru

При этом по рейтингу SEO-Auditor можно понять, что «Яндекс», существенно опережавший Google в середине 2016-го года, в 2017-ом близок к тому, что отдать «пальму первенства». Почему «Яндекс» становится слабее? Ответ прост: потому что всё больше людей лезут в интернет с мобильных устройств, и всё меньше – с ПК. На многих ли гаджетах браузер по умолчанию работает с «Яндекс»? Нет — любой Android-смартфон сразу заходит в Google.

Дабы не допустить монополии на российском рынке поисковых систем и не проиграть Google конкуренцию вчистую, «Яндекс» пытается предложить пользователям нечто, чего не дал им ещё «заморский гигант». Этим «нечто» и должен стать толковый голосовой помощник, понимающий русский язык. Google Assistant хорош, но с русским у него пока туго; Google Now весьма примитивен по сравнению, скажем, c Siri и Alexa от Amazon. «Алиса» нужна «Яндексу», чтобы поддержать популярность – если российской компании удастся выпустить голосового помощника на массовый рынок раньше, чем Google Assistant заговорит на русском, это будет значимой победой для неё.

Когда выйдет голосовой помощник «Алиса»?

«Яндекс» прогнозирует, что выход полноценной «Алисы» состоится осенью 2017 года. Ещё несколько месяцев компания будет тестировать голосового ассистента и выполнять различные доработки.

Попробовать пообщаться с «Алисой» пользователь может уже сейчас – бета-версия голосового помощника доступна в Google Play. Однако судить «по гамбургскому счёту» о функциональности «Алисы» пока не следует. Программа ещё слишком «сырая» и контекст разговора понимает, только когда речь идёт о погоде либо о той или иной организации. Кроме того, у бета-версии «Алисы» большие проблемы с интонацией – голос помощницы слишком роботизированный; не всегда можно понять, шутит ли она или говорит всерьёз, задаёт вопрос или утверждает.

Что умеет ассистент «Алиса» от «Яндекс»?

На лето 2017 года возможности голосового ассистента «Алиса» ограничиваются следующим:

  • Помощник умеет прокладывать маршруты, находить адреса. Также программа сообщает о пробках.
  • «Алиса» способна производить традиционный поиск в системе «Яндекс».
  • Ассистент даёт прогнозы погоды.
  • Программа готова поделиться адресами заведений – кафе, бизнес-центров, хостелов.
  • «Алиса» может поддерживать диалог и даже демонстрировать музыкальную эрудицию, цитируя песни различных исполнителей – от группы «Аквариум» до Oxxxymiron.

Разработчики здорово постарались, чтобы максимально «очеловечить» «Алису» — поэтому голосовой ассистент от «Яндекс» способен юморить не хуже Siri, некоторые из перлов которой стали популярными мемами. Вот как «Алиса» объясняет, почему её так зовут:

Многие ответы «Алисы» действительно до крайности забавны, однако произносит она их, словно могильщик на стенд-апе.

Как установить «Алису» на смартфон?

Загрузить «Алису» на смартфон с Android можно, скачав и установив приложение «Яндекс Бета» из Google Play. Следует запустить приложение и нажать на синюю клавишу с изображением микрофона, расположенную точно посреди экрана.

Появится окно переписки, где будут отображаться старые запросы и ответы, данные на них «Алисой». Снова кликнув на кнопку с иконкой микрофона, юзер сможет сделать новый голосовой запрос.

На странице «Яндекс Бета» в Google Play разработчики отмечают: жаловаться на то, что какой-то из компонентов тестового приложения работает плохо или не работает вообще, бессмысленно. В рамках «Яндекс Бета» новое ПО компании проходит «обкатку» — поэтому наличие ошибок и неполадок предсказуемо. «Яндекс» уточняет, что ждёт среди пользователей «Яндекс Бета» только опытных юзеров, которые способны критиковать по делу и подавать здравые идеи.

Заключение

Согласно статистике, в 2016 году в мире использовались 3.5 млрд различных устройств с голосовыми помощниками. По оценкам специалистов, к 2021 году число таких устройств может увеличиться двукратно. Статистика убеждает, что мы находимся на стадии становления мощного общемирового бренда – уже в скором времени компания, которая не подарила миру интеллектуального помощника, созданного собственноручно, будет считаться аутсайдером.

Все крупные разработчики ПО уже обзавелись голосовыми ассистентами, которые работают в разной степени эффективно: например, Apple радует своих поклонников «умницей» Siri, а Samsung, напротив, огорчает пользователей бестолковым (пока) Bixby. Компания «Яндекс» тоже не осталась в стороне – её помощник «Алиса» по слухам будет официально представлен уже этой осенью и с точки зрения функциональности окажется сопоставимым с нынешним хитом Google Assistant.

Комментировать

Shares