Статьи

Зачем смартфону двойная камера?

В последнее время на прилавках магазинов стало появляться всё большее количество смартфонов с двойной основной камерой. Многие потребители совершенно не понимают, зачем нужна система, состоящая из двух объективов. Давайте постараемся выяснить ответ на этот вопрос.

Мобильная электроника постепенно совершенствуется. Это особенно заметно на примере камер, встраиваемых в смартфоны и обычные мобильники. Всё началось с модулей, разрешение которых равнялось всего 0,1 Мп. Такие камеры создавали крошечные фотографии, обладающие высоким уровнем цифрового шума. Затем разрешение модулей начало увеличиваться — сначала до 0,3 Мп, затем до 1,3 Мп, и так вплоть до современных 23 Мп. Попутно создатели смартфонов учили диафрагму раскрываться как можно сильнее — вплоть до значения f/1.8. Но самый последний тренд — это установка сразу двух основных камер. Самое печальное для любого потребителя — то, что система из двух объективов может быть сконструирована разными способами. В результате в одном смартфоне двойная камера дает один эффект, а во втором — совершенно другой. Давайте же выясним, какими смартфоны с двойной камерой бывают чаще всего.

3D-эффект

Вы думаете, что впервые два объектива на задней стенке смартфона появились в 2015 или 2016 году? Вы серьезно заблуждаетесь! Было время, когда мир электроники буквально захлестнула мода на 3D. Отображать стереоскопический эффект тогда научились телевизоры, специальные аксессуары для 3D-съемки получили домашние видеокамеры, тогда же была выпущена портативная консоль Nintendo 3DS. Попробовали на всеобщем тренде сыграть и два крупных производителя смартфонов — HTC и LG. В 2011 году ими были выпущены аппараты, способные отображать стереоскопическую картинку, для просмотра которой не требовались специальные очки. Также инженерам нужно было научить их снимать 3D-фото и 3D-видео. В результате смартфоны HTC Evo 3D и LG Optimus 3D получили двойную камеру.

Мы без труда можем назвать примерное расстояние до объекта из-за того, что на мир наш мозг смотрит двумя глазами. И именно поэтому неподвижный смартфон не сможет сфотографировать трехмерную картинку, если в его распоряжении имеется только один объектив. Система из двух камер такой проблемы не имеет. Объективы нарочно располагаются друг от друга примерно на таком же расстоянии, как и наши глаза.

Однако мода на 3D быстро прошла, а вышеупомянутые смартфоны не пользовались большим спросом. Всё это привело к тому, что они не получили наследников. Несколько последующих лет аппараты оснащались одиночной камерой.

Постобработка

Современные устройства с двойной основной камерой не умеют снимать 3D-контент. Связано это с тем, что разные характеристики имеют либо объективы, либо матрицы. И даже если они совершенно одинаковы — одна оптика располагается слишком близко к другой. Смартфоны начали вновь получать двойную камеру не ради стереоскопической съемки. Первое время производителям подобной техники был интересен вопрос постобработки.

В 2011 году свет увидела весьма любопытная камера Lytro. От всех подобных устройств её отличал тот факт, что она предлагала на готовых фотографиях изменять фокусировку! Можно было сделать резким объект на переднем плане. Не понравилось? Меняем зону резкости, делая четким объект, расположенный подальше. Также можно было изменять глубину резкости, делая её шире или уже. Всё это стало возможным благодаря особой системе линз.

Но в смартфон такую систему встроить нельзя, иначе аппарат получился бы толщиной с Библию. Поэтому создатели стали встраивать вторую камеру, оснащенную собственными оптикой и матрицей. Если вспоминать о смартфонах, предоставляющих возможность изменить фокусировку и диафрагму на готовой фотографии, то на ум приходят ZTE Axon Elite и DEXP Ixion Zenith.

Как вы могли догадаться, не взлетели ни Lytro (у камеры был последователь с более симпатичным дизайном, но особыми продажами он похвастать не мог), ни смартфоны с расширенными возможностями постобработки. Почему? Просто люди не хотят возиться с готовыми снимками. Максимум многие потребители производят украшение фотографии встроенными средствами Instagram, но не более того. Они хотят сразу получить качественное изображение. Поэтому производители смартфонов бросили эксперименты в этом плане, сконцентрировавшись на системе автофокусировки — если она будет срабатывать быстро и правильно, то серьезная постобработка фотографии попросту не потребуется.

Монохромные изображения

Цветные матрицы имеют один недостаток. Их приходится оснащать цветным фильтром Байера, который в той или иной степени снижает резкость. Если же используется монохромная матрица, то четкость никуда не теряется. Именно она закладывается в основу второй камеры некоторыми производителями. В своих рекламных роликах они уверяют, что благодаря такой конструкции девайс делает такие же резкие снимки, как и какие-нибудь зеркальные фотоаппараты.

Фото: pcadvisor.co.uk

По такой системе работает двойная камера в Huawei P9. Оба объектива имеют 27-миллиметровое фокусное расстояние, а под ними скрываются одинаковые 12-мегапиксельные матрицы. Даже диафрагмы раскрываются до одинакового значения f/2.2. Однако у одного модуля матрица является цветной, тогда как у другого она монохромная. В результате более резкими получаются как черно-белые, так и цветные фотографии. Ради такого дела китайцы даже лицензировали право на использование бренда Leica, известного каждому профессиональному фотографу.

По аналогичному принципу работают двойные камеры в Xiaomi Mi5s Plus и LeEco Cool1 Dual. Только купить их можно значительно дешевле, так как эти аппараты ни в коей мере не являются флагманами.

Зуммирование

Компактные фотоаппараты полностью не вымерли только из-за наличия у них оптического зума. В смартфонах такой функции пока нет — трансфокатор сложен в изготовлении, увеличивает размеры устройства и потребляет приличный объем энергии. Однако ограниченное зуммирование всё же появляется в некоторых аппаратах. Реализовать эту функцию помогает встраивание двух камер с разным фокусным расстоянием. Первая камера может иметь стандартный угол обзора, тогда как вторая — уменьшенный. В результате пользователю будет доступно практически мгновенное переключение с одного варианта на другой — чем не оптический зум?

По такому принципу работает камера, встроенная в iPhone 7 Plus. Один её объектив имеет традиционное 28-миллиметровое фокусное расстояние, тогда как этот параметр у второго оптического блока увеличен до 56 мм. Получается, что пользователю во время съемки предоставляется ровно двукратный оптический зум. Вскоре подобные системы появятся и в других смартфонах — это подтвердила выставка MWC 2017.

Фото: photographylife.com

Некоторые крупные компании идут в совершенно обратную сторону. В дополнение к стандартному объективу они встраивают широкоугольную оптику. Это позволяет не приблизить, а отдалить картинку. Так в кадр поместится больше народу — изображение будет похожим на то, которое получается при съемке экшн-камерой. При этом никто не мешает в какой-то момент отказаться от широкоугольной съемки, вернувшись к обычной. Такая система реализована, например, в LG G5.

Размытие фона

Многие люди любят зеркальные фотокамеры за прекрасную портретную съемку. При наличии соответствующей оптики такой аппарат сможет очень красиво размыть задний фон. Встраиваемые в смартфоны камеры долгое время на это не были способны — сказывались минимальный размер матрицы и достаточно нешироко раскрывающаяся диафрагма. Двойная камера отчасти решает данную проблему. Если оба модуля имеют одинаковую оптику (разрешение сенсора может быть разным), то устройство способно определить расстояние до объекта. Дальше программным методом может быть размыто всё, что находится позади фотографируемого человека или предмета.

Первым двойную камеру для создания красивого боке получил HTC One (M8). В дальнейшем эту функцию получили очень многие смартфоны, оснащенные двойной камерой. В том числе на размытие фона способен упомянутый уже Huawei P9, одна из камер которого является монохромной. К сожалению, софт нередко ошибается, из-за чего снимок получается не таким красивым, каким бы он вышел при использовании системной или зеркальной фотокамеры. Да и пример Samsung Galaxy S7 показал, что размыть фон без каких-либо вспомогательных действий может и одиночная камера.

Подведение итогов

Теперь вы понимаете, по каким принципам создаются двойные камеры. Какой из них лучший? На этот вопрос ответить нереально. Кому-то из покупателей хочется получить оптический зум, пусть и всего двукратный. Другие ориентируются на возможности по размытию фона. Пока можно сказать лишь, что не стоит покупать самые дешевые смартфоны с двойной камерой. Дело в том, что в них вторая камера вполне может оказаться бутафорской. Проверить это очень просто. Достаточно во время съемки прикрыть пальцем один из объективов. Если ничего не произошло (при разном фокусном расстоянии попробуйте задействовать зум) — под оптическим блоком ничего нет.

В будущем же производители смартфонов обязательно постараются объять необъятное. Нас могут ждать аппараты с тремя камерами. Это позволит устройству и грамотно фон размывать, и оптический зум предоставлять. Также не исключено, что когда-нибудь мы всё-таки вернёмся к 3D-съёмке.

Комментировать

Shares