В этой статье рассказываем о пяти актуальных цифровых трендах в мире спорта.
Персонализация
Все больше любителей фитнеса предпочитает индивидуальный подход и персонализированные тренировки вместо стандартных универсальных предложений. Наблюдается явный тренд на индивидуализацию: от выбора упражнений до возможности самостоятельно формировать программу тренировок, комбинировать занятия и подстраивать их под личный график.
Многие предпочитают смешанный подход, совмещая традиционные тренировки в зале с цифровыми технологиями. Приложения для смартфонов, видеоуроки, онлайн-консультации с инструктором, живые трансляции с тренировок становятся неотъемлемой частью современного фитнеса и спорта.
Поэтому бренды, спортивные магазины и фитнес-клубы активно развивают собственные мобильные приложения с тренировками, полезными статьями и персонализированным контентом. Причем некоторые из них предлагают индивидуальные сервисы: составить личный план тренировок, создать модный образ, составленный стилистом, или с помощью онлайн-инструментов подобрать экипировку индивидуально по фигуре.
Цифровые платформы
Одна из тенденций последних лет — объединение полезных сервисов и контента в единые платформы. Люди не хотят устанавливать кучу разных приложений по отдельности, чтобы в одном смотреть онлайн-тренировки, а в другом считать шаги и калории. В тренде — мультисервисная цифровая среда, которая становится не просто платформой с различным контентом, а целым сообществом, экосистемой спорта и здорового образа жизни.
В большом спорте один из примеров — платформа «Мой спорт». Она объединяет молодых спортсменов, их родителей, тренеров, спортивные федерации, организации детско-юношеского спорта, органы власти в единой экосистеме. Помимо графика тренировок, для пользователей здесь есть комплексная аналитика достижений и присвоенных наград, образовательные программы и дневник самоконтроля.
Другой пример — цифровая спортивная платформа Спортмастера. Здесь подход ориентирован на более массовую аудиторию: в единой платформе можно найти “Онлайн-тренировки”, шагомер “Трекер активности”, “Генератор рецептов” на основе искусственного интеллекта, лайфстайл-контент, трекинговые и беговые маршруты, а также зарегистрироваться на различные спортивные мероприятия в сервисе “Афиша”.
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект все активнее внедряется в сферу фитнеса и спорта, радикально изменяя подходы к тренировкам, анализу результатов и мотивации спортсменов. Области его применения просто обширны: от аналитики результатов и исследования механики движения (об этом мы поговорим чуть ниже) до генеративного контента, созданного нейросетями специально для тренировок.
Один из вариантов использования ИИ для повышения мотивации и вовлечения в процесс тренировок — создание нейроконтента: историй, аудио, подкастов на разные темы. Нейроистории не только помогают разнообразить монотонную тренировочную рутину, но и способствуют глубокому погружению в процесс занятия спортом.
Геймификация
Еще один актуальный цифровой тренд, который используется в спорте, — это геймификация, или применение элементов игры. Система наград и поощрений, бонусы за спортивную активность, виртуальные деньги, конвертируемые в привилегии, повышают вовлеченность в тренировочный процесс. Это особенно полезно для начинающих спортсменов, которым необходимо сформировать устойчивую привычку.
Один из самых популярных и востребованных сценариев геймификации в спортивной индустрии — это выполнение заданий и получение бонусов за физическую активность. Например, пользователь должен пройти определенное количество шагов в день, чтобы получить баллы, которые можно потратить на покупку спортивной одежды и экипировки.
Если приводить в пример зарубежный опыт, то подобный подход использует мировой гигант Adidas с его сервисом adiClub. Он также построен на механике геймификации: пользователи получают баллы за тренировки в приложениях Adidas Training и Adidas Running, выполняют челленджи, собирая различные бонусы и вознаграждения. Элементы игры позволяют лучше мотивировать на занятия, делают их увлекательнее и стимулируют чаще пользоваться приложениями, гаджетами и цифровыми сервисами.
Аналитика и компьютерное зрение
Одним из главных преимуществ современных технологий является возможность анализа персональных данных и механики движения тела. Для этого применяются технологии компьютерного зрения. Это область искусственного интеллекта, которая занимается разработкой алгоритмов и систем, способных анализировать, понимать и интерпретировать информацию из окружающего мира, подобно человеческому зрению. Оно включает в себя обработку изображений и видео с использованием методов машинного обучения, распознавание образов, анализ сцен и 3D-реконструкции.
В современной спортивной индустрии эти технологии начали применяться с изобретением инженеров Sony, которые разработали систему компьютерного зрения под названием Hawk Eye («Соколиный глаз»). Впервые ее применили на чемпионате по крикету в 2000-х, когда система из нескольких камер отслеживала поле, мячи и игроков и с помощью алгоритмов предсказывала траекторию движений. После успешного применения систему внедрили на Кубке Дэвиса, а затем в футбольных премьер-лигах и других спортивных мероприятиях.
Дополнив компьютерное зрение внешними датчиками, можно измерять практически любые показатели. Например, технологии HPE (Human Pose Estimation) позволяют распознавать ключевые точки человеческого тела и его биомеханику. Применять их можно не только в профессиональном спорте (например, отслеживая технику атлетов), но и в любительском: в качестве «персонального тренера», контролирующего корректность выполнения упражнений в фитнес-клубе.
Приложение Nike Run Club использует системы на основе компьютерного зрения и машинного обучения для анализа беговых данных и предлагает индивидуальные планы тренировок, адаптированные под потребности каждого пользователя. Фитнес-трекеры, которые раньше использовались с этими целями, сегодня по сути нужны только для того, чтобы регистрировать физиологические данные вроде пульса. Приложение Runtastic, например, анализирует беговые траектории и предоставляет подробные отчеты, которые помогают улучшить технику бега и избежать травм.
Компьютерная аналитика также активно используется для прогнозирования возможных травм на основе анализа данных о нагрузках и биомеханике. Система MoveRight применяет алгоритмы машинного обучения для выявления отклонений в технике движений, что позволяет своевременно корректировать тренировки и предотвращать травмы.
Таким образом, цифровые технологии, мультисервисность и искусственный интеллект становятся неотъемлемой частью современного подхода к фитнесу и спорту, предлагая уникальные решения для каждого спортсмена, независимо от уровня его подготовки и целей.