Статьи

Как выбрать студийный микрофон?

Кратко и понятно рассказываем о параметрах, которые приведут к верному выбору.

Почему телешоу и сериалы приносят нам столько удовольствия? Разумеется, основные причины кроются в сюжетах и актуальности поднятых тем, но не стоит забывать, что наши впечатления сильно зависят от качества картинки и звука.

Микрофон – это главный рабочий инструмент в любой работе, связанной со звуком, будь то вокал, озвучка книг или запись подкастов. Бывалые звукорежиссеры имеют достаточно опыта, чтобы выбрать микрофон под нужный вид деятельности, но что делать новичкам? Им мы подскажем, на что обратить внимание.

1. Тип микрофона

Основных типов студийных микрофонов три: конденсаторные, динамические и ленточные. Они различаются по технологии преобразования звуковых волн в электрический сигнал, и эти различия являются основой при выборе микрофона для той или иной задачи.

Конденсаторный микрофон

В нем установлена диафрагма малого или большого диаметра.

Конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой очень чувствительны к высоким частотам. Их применяют на музыкальных студиях для записи тарелок, хай-хэтов и звонких ударных инструментов.

Конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой также чувствительны к высоким тонам, но в целом их частотная характеристика шире. Они подходят для вокала и акустических гитар. Часто их можно увидеть в аудиостудиях и вокальных кабинах.

Высокая чувствительность – это и плюс, и минус. Конденсаторные микрофоны дорогие и обладают хрупкой конструкцией. Им требуется внешний источник питания от микшера или аудиоинтерфейса (фантомное питание).

Динамические микрофоны

Тем, кто только начинает работать со звуком, обычно рекомендуются микрофоны динамического типа. Они дешевле конденсаторных, выдерживают поездки, да и в целом устойчивее к физическому воздействию.

Но прочная конструкция делает их менее чувствительными. Динамическому микрофону требуется высокий уровень звукового давления. Он годится для гитарных усилителей, барабанов и вокала на живых выступлениях. Фантомное питанием ему не нужно.

Ленточные микрофоны

Частотный диапазон ленточного микрофона расположен в границах слухового восприятия человека, поэтому запись с него вызывает приятные сенсорные ощущения. Ленточные микрофоны отлично улавливают тонкие звуки и смягчают резкие волны, например, от гитарных усилителей.

Такой микрофон требует аккуратного обращения, он очень хрупкий. Особую внимательность следует проявлять при подключении питания: если подать на него фантомное питание 48 В, можно убить всю его электронику и получить удар током от проводящей ленты. Не совершайте этой ошибки.

2. Направленность (полярная диаграмма направленности)

Некоторые участки капсюля улавливают звуки более эффективно, в то время как на других чувствительность снижена или вовсе отсутствует. Эту особенность описывают при помощи диаграммы направленности, то есть чувствительности микрофона в децибеллах (дБ) под разными углами.

Основные диаграммы направленности – кардиоидная и направленная. У обеих есть по несколько разных паттернов.

Кардиоида

Характерна большинству микрофонов динамического типа и некоторым конденсаторным. Отлично подходит для вокальных записей. Кардиоидный микрофон улавливает звук в основном спереди, немного сбоку и практически не чувствителен к звуку, идущему сзади. При такой диаграмме на записи практически нет посторонних шумов и эха.

Гиперкардиоида и суперкардиоида

Гиперкардиоидная диаграмма направленности немного плотнее спереди по сравнению с кардиоидной и имеет небольшой уровень чувствительности сзади. Микрофоны с таким паттерном направленности правильно фокусируются на источнике, идеальны для озвучивания фильмов и записи инструментальных установок, иногда применяются и в вокальной деятельности.

Суперкардиоида имеет почти такую же диаграмму направленности, как и гиперкардиоида, только с большей чувствительностью спереди и немного меньшей сзади.

Всенаправленная диаграмма

Всенаправленная диаграмма соответствует 360-градусной чувствительности. Такой микрофон предназначен для равномерной записи звука со всех направлений – хора, собраний и пр.

Двунаправленная диаграмма («восьмерка»)

Микрофоны с данным паттерном обладают одинаковой чувствительностью по бокам, но практически не ловят звук, идущий спереди и сзади. Это отличный вариант для тех случаев, когда необходимо захватить звук из двух противоположных друг другу источников. Почти все ленточные микрофоны имеют полярную диаграмму направленности в виде цифры 8.

Однонаправленный (дробовик)

Чувствительность такого микрофона сосредоточена в одной области капсюля. «Дробовик» улавливает звук только из того источника, на который он в данный момент направлен, даже если сам источник находится на большом расстоянии.

Именно эти микрофоны используются во время телесъемок и спортивных комментариев: они прикрепляются к верхней части камеры. Также они применяются для выделения на записи одного музыкального инструмента в общем оркестре.

3. Эффект близости

Вероятно, вы замечали, что голос звучит глубже, когда человек придвигается ближе к микрофону (особенно это касается низких мужских голосов). Это и есть эффект близости, то есть увеличение низкочастотной характеристики при приближении микрофона к источнику звука.

Выраженность эффекта близости зависит от диаграммы направленности. Чем больше разброс чувствительности в диаграмме, тем эффект сильнее. У всенаправленных микрофонов он не проявляется вообще.

За счет эффекта близости можно усилить источник звука, но недостатком будет высокая интенсивность взрывных согласных, таких как «п», «т», «к» и «б» (она нейтрализуется при помощи поп-фильтра).

4. Частотный диапазон

Частотный диапазон зависит от типа микрофона, его конструкции и сильно влияет на выходной звук. Стандартная характеристика большинства микрофонов 20 Гц – 20кГц. Она соотносится с диапазоном человеческого слуха.

Перед покупкой микрофона необходимо уточнить его частотную характеристику и сопоставить ее с частотной характеристикой источника звука.

Но эти показатели не обязательно должны совпадать. Например, динамический микрофон для захвата акустической гитары отлично подходит и для записи перкуссионных установок, а конденсаторный с малой диафрагмой – для высоких частот, возникающих при использовании гитарного медиатора.

5. Максимальный уровень звукового давления (Max SPL)

SPL – это давление воздушной ударной волны, а максимальный SPL – предельная громкость звука, которую микрофон может выдержать до появления слышимых искажений. Измеряется в дБ.

Чтобы не повредить оборудование и не испортить запись, необходимо выбирать микрофон, у которого Max SPL превышает пиковую громкость записываемого звука. Наибольшую роль этот показатель играет при записи ударных инструментов.

У динамических микрофонов Max SPL около 160 дБ. Они пригодны для записи малых барабанов, которые издают звук в диапазоне 90-120 дБ.

6. Подключение

Микрофон подключается либо к предусилителю, либо к устройству, имеющему соответствующий аудиовход. Предусилитель может быть отдельным или встроенным в аудиомикшер или аудиоинтерфейс. А устройство с аудиовходом – это компьютер, ноутбук, смартфон или другое оборудование.

Типы подключений в микрофонах разные. Нужно заранее продумать, каким образом будет осуществляться соединение – напрямую или через адаптер.

Большинство микрофонов имеют коннекторы XLR с 3-7 контактами (фото выше). Количество контактов определяется требованиями самого микрофона: земля/экран, положительная и отрицательная полярность, небалансный сигнал, левый и правый каналы, светодиодная индикация, необходимость в источнике питания.

Другой распространенный тип подключения – TP и TRS. Он похож на штекер проводных наушников.

У некоторых микрофонов присутствует USB-интерфейс. Они могут подключаться к компьютеру через секвенсор (DAW).

Заключение

К этому моменту многие читатели наверняка пребывают в замешательстве: оказывается, чтобы купить микрофон, нужно учитывать массу деталей. Да, это так. Но не забывайте, что микрофон – это долгосрочное и достаточно дорогое приобретение, поэтому к его выбору нужно отнестись ответственно.

Источник: www.makeuseof.com

Комментировать