Статьи

Мобильный VR: пациент скорее мертв

Миллионы людей познакомились с технологией виртуальной реальности, благодаря шлемам для телефонов. Но сегодня эпоху мобильного VR-гейминга можно считать завершенной.

Осенью прошлого года сразу две компании объявили о прекращении работы над шлемами для смартфонов. Сначала технический директор Oculus Джон Кармак заявил, что дни Gear VR сочтены. А вскоре Google сообщила о прекращении выпуска аналогичного устройства Daydream View. От платформы Daydream компания отказалась в своем последнем флагмане Pixel 4. Она будет по-прежнему работать на старых смартфонах, однако последующие итерации «пикселей» уже не будут с ней совместимы.

Платформа мобильного виртуального гейминга Daydream была представлена в 2016 году. Незадолго до нее появился шлем Google Cardboard – примитивное картонное устройство, которое пользователю предлагалось собрать самостоятельно по инструкции. На тот момент Google считала, что через пару лет мобильный VR-гейминг и Daydream объединят сотни миллионов пользователей. Но реальность оказалась иной: в 2019 не вышло ни одного смартфона с поддержкой Daydream. «Мы рассчитывали на широкое признание потребителей и разработчиков, но со временем мы увидели падение спроса на Daydream View», сказал представитель Google в интервью с The Verge.

Мобильный VR годился лишь для знакомства с технологией, а в целом у него были жесткие ограничения

Причины не столь уж удивительны. Технология виртуальной реальности открылась многим людям именно благодаря Google Cardboard: The New York Times бесплатно разослала своим подписчикам миллион его копий. Но то был дешевый одноразовый продукт, предназначенный лишь для знакомства с технологией. Перейти от него к надежной и долговечной потребительской гарнитуре оказалось непросто. «Мы видели огромный потенциал в VR-приложениях для смартфонов – смартфон, который и так всегда под рукой, можно использовать для получения нового опыта прямо на ходу. Но потом мы столкнулись с некоторыми сложностями, они-то и помешали мобильному VR стать жизнеспособным долгосрочным решением», признается Google.

Потерю интереса к Daydream компания объясняет тем, что люди не готовы отказываться от функциональности смартфонов: фактически Daydream – это отдельная экосистема. Но это далеко не единственное препятствие, которое поставило крест на дальнейшем развитии мобильной виртуальности. Кармак также отметил, что приложения с качественной графикой сильно сажают батарею, а сами гарнитуры, в частности Gear VR, имеют запутанные настройки: «Я думаю, самая большая проблема заключалась в том, что к мобильному VR нужно привыкнуть, а с его настройками разобраться».

Согласно статистике, шлем Gear VR от Samsung пользовался хорошим спросом. В первый год продаж компания отгрузила более 5 миллионов устройств на базе Oculus. А такие высококачественные гарнитуры, как Oculus Rift, продавались сотнями тысяч. Но как сказал Кармак, удержать пользователей не удалось, потому что «сначала вам нужно достать смартфон из чехла, потом поместить его в шлем – слишком много шагов. Если бы можно было просто поднять смартфон на уровне лица и перевести в режим VR, тогда с нами бы остались около 95% наших клиентов». Официально Samsung не прекращала выпуск Gear VR и не ответила на просьбу The Verge прокомментировать ситуацию. Но по крайней мере в США гарнитуру уже нельзя купить ни через магазин Samsung, ни в крупных розничных сетях типа Amazon и Best Buy.

Daydream оказался более дружелюбен к пользователю, чем Gear VR, но у него нашлась другая проблема – отсутствие совместимости с большинством смартфонов. Сначала Google заключила сотрудничество с Samsung, LG и HTC. Однако в последствии бренды прекратили добавлять в свои смартфоны поддержку Daydream, потому что многие мобильные дисплеи попросту не соответствовали требуемым стандартам.

Google по-прежнему занимается разработкой VR-приложений, но уже не для Daydream

Шлемы для смартфонов не способны подарить игроку такие же ощущения, как полноценные автономные гарнитуры типа Oculus Rift, HTC One или PlayStation VR. Когда разработчики мобильных приложений начали вникать в нюансы VR, разрыв стал еще более очевидным. Смартфоны отлично подходили для воспроизведения VR-видеороликов, но сами ролики оказались сложными в создании. Отдельной головной болью оказался вопрос их монетизации. В итоге ранние производители VR-видеоконтента Jaunt и Within переключились на дополненную реальность (AR). Google не сдавалась: компания приобрела несколько известных приложений, в том числе популярный инструмент для творчества Tilt Brush. Однако большинство из этих программ требовали хорошего аппаратного оснащения, которым обладала лишь малая часть смартфонов.

Тем временем автономные VR-гарнитуры наращивали мощности и становились дешевле. К ним добавились ручные контроллеры и системы для отслеживания движений игрока. На место устаревшего Gear VR Oculus поставила новый Oculus Go, а сейчас подталкивает пользователей переключиться на Oculus Quest – более дорогое, но и гораздо более функциональное устройство. И правда, когда можно заплатить 200 долларов за автономную версию Oculus Go или даже 400 долларов за Quest, 100-долларовая пластиковая коробка выглядит смешно.

Странно, но Google никогда не относилась серьезно к производству автономных гарнитур. Сначала компания пыталась сотрудничать с HTC и Lenovo по производству двух автономных устройств для Daydream. Но HTC отказалась от сделки, и в работе остался только проект шлема Lenovo Mirage Solo. Похоже, что его поддержку Google бросать не собирается. В прошлом году на конференции разработчиков I/O глава подразделения виртуальной и дополненной реальности Клэй Бэвор сказал, что компания «ведет глубокие исследования и разработки для VR-оборудования, создает кирпичики, которые объединит их потом, чтобы представить по-настоящему поразительный опыт». Кроме этого, по его словам, Google занимается еще и функциями AR для мобильного поиска и приложения Карты.

Представитель Google Майкл Маркони отказался комментировать планы относительно будущего автономных версий Daydream. «Для обладателей Lenovo Mirage Solo никаких изменений не будет, они по-прежнему смогут использовать гарнитуру и скачанные приложения в полной мере, а также загружать новые программы из Play Store», сказал он. Но если Google все-таки вернется к VR, то очевидным направлением станут именно автономные шлемы (или же беспроводные привязанные к телефонам, если будущие технологии позволят реализовать эту идею).

Самые простые мобильные шлемы – устройства очень примитивные. Это в буквальном смысле коробка с линзами. Приложения для них тоже не очень сложны в разработке. Так что вероятнее всего, мобильные VR-развлечения не исчезнут насовсем. Маркони подтвердил, что Google по-прежнему предлагает в своем магазине фирменный шлем Cardboard, а также устройства от сторонних производителей, таких как Homido и Mattel. Но с отказом Google и Samsung от Daydream и Gear VR надежда на полноценную платформу для VR-гейминга на базе смартфона теряет всякий смысл.

Источник: www.theverge.com

Комментировать