Статьи

Вредна ли виртуальная реальность для глаз?

Будущее – за виртуальной реальностью. С появлением платформы Metaverse и других VR мы стремительно движемся в этом направлении. Несомненно, что виртуальная реальность изменит повседневную жизнь человека так же, как это сделал интернет.

Чтобы обеспечить настоящий виртуальный опыт и полноценное погружение, в системах VR используются закрепляемые на голове дисплеи, которые полностью закрывают глаза. Одна из проблем, волнующих первых пользователей этой передовой технологии, заключается в том, как VR-гарнитура влияет на зрение. Может ли устройство причинить вред глазам? Давайте разберёмся.

Как работает виртуальная реальность?

VR в её нынешнем виде существует с 1960-х годов. Ранняя, нецифровая виртуальная реальность была направлена на видоизменение привычных визуальных впечатлений. В основном это были просмотры панорамных картин, кинофильмов, стереоскопических фотографий.

Сейчас, говоря «виртуальная реальность», мы подразумеваем реалистичный и интерактивный трёхмерный мир, созданный и изучаемый с помощью компьютерных технологий. Пользователи могут исследовать и взаимодействовать с этим миром, испытывая иллюзию физического и ментального присутствия внутри него.

Комплект VR обычно включает:

  • шлем виртуальной реальности, похожий на сварочный козырёк;
  • компьютер или смартфон с программным обеспечением для создания 3D-реальности;
  • провод, обычно HDMI или USB-C, соединяющий гарнитуру с компьютером или смартфоном;
  • систему мониторинга ввода, которая отслеживает движение головы и рук с помощью датчиков и тактильной обратной связи.

Основная цель любой системы VR – создать аудиовизуальную иллюзию погружения. Ключевой технологией вывода изображения является гарнитура виртуальной реальности, которая создаёт трёхмерную среду.

Каждая гарнитура VR имеет два дисплея – по одному для каждого глаза – за счёт чего создаётся стереоскопический эффект, дающий иллюзию глубины. Экраны настраиваются с помощью линз с автофокусом, которые реагируют на каждое движение или изменение положения глаз. Именно с этим связаны опасения пользователей. Итак, возвращаясь к теме статьи, вредна ли виртуальная реальность для глаз?

Влияние VR на зрение: что показывают исследования?

Многие технические достижения имеют свои недостатки. Социальные сети отлично подходят для общения, но негативно сказываются на психическом здоровье. Криптовалюта даёт расширенные возможности доступа к финансовым услугам, но вредна для окружающей среды. Виртуальная реальность не стала исключением.

Поскольку большинство пользователей находятся в виртуальной реальности в течение длительных временных периодов, обеспокоенность возрастает. Некоторые пользователи сообщали о негативных побочных эффектах даже после непродолжительного пребывания в VR.

Виртуальная реальность изменяет обычное восприятие вещей, обманывая одновременно и чувства, и мозг. Когда человеческий глаз пытается что-то увидеть, мышцы корректируют его положение, а затем фокусируют хрусталик на объекте. Это помогает мозгу интерпретировать то, на что вы смотрите. В VR ваши глаза всегда устремлены в одну точку, пытаясь сходиться и расходиться в направлении объектов, находящихся на разных расстояниях. Эта разница в работе глаз в условиях виртуальной реальности может вызвать ряд проблем.

Усталость или перенапряжение глаз

Это распространённая жалоба при использовании гарнитур виртуальной реальности. Основная причина – неестественный способ обработки изображений мозгом. Поле зрения человеческого глаза составляет около 200 градусов, а в конструкциях большинства шлемов VR предусмотрена меньшая зона обзора.

Кроме того, пользователь смотрит на экран с пикселями, который находится близко к глазам. Это несоответствие привычному широкоугольному обзору затрудняет определение местоположения объектов, что создаёт дополнительную нагрузку на глаза.

Однако перенапряжение глаз обычно не вызывает серьёзных заболеваний и вряд ли приведёт к необратимым повреждениям. Американская академия офтальмологии рекомендует делать перерывы в сеансе виртуальной реальности, как только вы начинаете чувствовать напряжение в глазах.

Визуальная морская болезнь

Это явление также известно как «киберболезнь. Она особенно распространена среди пользователей, склонных к укачиванию и головокружению. Состояние возникает, когда мозг получает ложный сигнал, будто ваше тело движется, а на самом деле это не так.

Например, сцена бега в сеансе VR может обмануть мозг, заставив его поверить, что вы действительно бежите. Это вызывает сенсорную дезориентацию, потому что ваши глаза воспринимают вас как бегущего, в то время как внутреннее ухо и тело определяют, что вы неподвижны. Серьёзную морскую болезнь могут вызвать сцены виртуальной реальности, связанные с быстрыми движениями или падением с высоты.

Головокружение

Равновесие тела контролируется вестибулярным аппаратом – органом, расположенным во внутреннем ухе. Он поддерживает сбалансированное положение тела, отслеживая разные сенсорные сигналы, включая движения головы и глаз. Но VR-шлем может внести путаницу в эти сигналы. Например, глаза видят, что вы бежите, но ваша голова остаётся неподвижной. Это несоответствие сенсорных данных вызывает нарушение баланса тела и головокружение.

Тик глаз или мышц

В большинстве симуляций VR интенсивность освещения и динамика меняется очень быстро, вынуждая глаза подстраиваться под этот темп. Такое длительное воздействие может нанести вред глазным мышцам, вызвав неконтролируемые подёргивания.

Может ли VR принести какую-либо пользу?

Хотя большинство новостей о влиянии VR на зрение негативные, всё-таки имеются положительные моменты. В частности, технология может:

  • улучшить остроту зрения людям с амблиопией (ленивым зрением);
  • выявить проблемы со зрением на ранних стадиях, особенно у детей, которые затем можно лечить с помощью корректирующих очков;
  • улучшить зрительно-моторную координацию, что особенно важно для определённых профессий;
  • помочь людям с плохим восприятием глубины и близорукостью.

Виртуальная реальность – это не совсем так плохо, как может показаться. Разработчики вносят улучшения, призванные уменьшить негативное воздействие на глаза. Например, топовые гарнитуры, такие как Oculus Quest 2, оснащены линзами с покрытием, которые помогают уменьшить синий свет и свести к минимуму нагрузку на глаза.

ЗАключение

Виртуальная реальность, как и любая технология, имеет свои преимущества и недостатки. При усовершенствовании она вполне может определить эпоху. Ключ для предотвращения проблем со зрением – использование VR умеренно, так как длительное времяпровождение в шлеме или очках виртуальной реальности на данном этапе определённо вредно.

По материалам: https://www.makeuseof.com/

guest
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии